Пишите мне:
evs1205@yandex.ru
Главная > Коллегам > Интеграция и синтез искусств

интеграция и синтез искусств

Интеграция в художественно-эстетическом  развитии детей, как правило, подразумевает идею комплекса или синтеза искусств. 
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности.  Дети, изучая выразительные средства каждого вида искусства в отдельности,  под  руководством педагога постепенно начинают  мыслить  общехудожественными  категориями:
  • Ритм в музыке, поэзии, живописи и т.д.
  • Интонация (музыка, поэзия, театр, живопись)
  • Колорит (цвет  и тембр). В музыке картины природы изображаются с помощью тембра(+гармония). Как писал  искусствовед Ванцлов: «Колорит в живописи и тембр в музыке стремятся друг к другу».
  •  
Дети очень хорошо чувствуют цвет и колорит.  Дети очень хорошо передают ритм в рисунках, когда рисуют музыку. Здесь возникает такое явление как синестия – особенности восприятия, когда сигналы, исходящие от разных органов чувств, смешиваются, синтезируются и тогда средства выразительности одного вида искусства используют в характеристике другого. На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: колорит в музыке, мелодичность стиха, ритм в живописи, музыкальный пейзаж. Общеизвестно, что Скрябин и Римский-Корсаков имели цветной слух, а для Василия Кандинского голубой цвет ассоциировался с флейтой, синий – с виолончелью, а красный – с трубой.  Музыкальный образ очень абстрактный,  он более субъективен, чем образ литературный или живописный. К тому же музыка разворачивается во времени, раскрывая свои свойства в последовательном саморазвитии или сопоставлении (столкновении) с другими образами. Всё это делает её сложной для восприятия.  Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях произведений других видов искусств (литературы, изобразительного искусства),  а также  театрального искусства и хореографии.  Интеграция дает целостное восприятие образа, восприятие с разных сторон. Мы  даем возможность детям включиться в художественно-творческую деятельность в целом и проявить себя в том или ином виде искусства,  в процессе этой деятельности  развивая у детей ассоциативное мышление (зрительные, звуковые, моторно-динамические, вербально-коммуникативные  ассоциации).  Для развития ассоциативного  мышления на занятиях проводятся всевозможные игры:   
  • игра «Цвет-настроение», где дети соотносят настроение прослушанного произведения  с  карточкой  определенного цвета  и объясняют свой выбор.
  • Игра «Подбери музыку к картине»
  • Игра «Подбери картину к музыке»
Помимо решения  задачи музыкального, художественно-эстетического развития ребенка, используя интеграцию, синтез искусств, мы решаем и множество общих педагогических задач:
          • Развитие речи (мы учим описывать, рассказывать, расширяем активный словарь эпитетов)
          • Развитие мышления (анализ произведений, сравнение, сопоставление, обобщение)
          • Развитие памяти.
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Некоторые  презентации, используемые в подобных занятиях смотрите здесь.

 

Новости

02.11.2017
Внимание!!! Методическое объединение музыкальный руководителей г.Москвы
11.10.2017
Открытие семинара "Истоки творчества" 2017-2018
01.10.2017
Международный День музыки!
все новости

Быстрая связь