Пишите мне:
evs1205@yandex.ru
Главная > О себе > Мои публикации > Развитие воображения мышления и речи у старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки

Развитие воображения, мышления и речи у старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки

(опубликована в сборнике научных статей по результатам международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в современном образовательном пространстве России»,  Москва,  2012 год)
Я слышу и забываю.
Я вижу и помню долго.
Я делаю и понимаю.
(Китайская народная мудрость)
              В соответствии с государственными требованиями перед детским  садом стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщения детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности. Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. В системе музыкально - художественной деятельности, осуществляемой дошкольниками в ДОУ, на мой взгляд, следует уделить больше внимания слушанию музыки, формированию интереса к постоянному накоплению знаний в области музыки. Проблема развития мышления рассматривается в разных видах деятельности.   Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы развития мышления, речи, творческого воображения. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству.   Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий.
       Как известно, существуют два взаимосвязанных процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые по мнению Е.В. Назайкинского, существенно различаются. «Восприятие музыки - это нечто слышимое и действующее на орган слуха», рассуждает ученый, в то время как: - «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественно- эстетический феномен». Спонтанное восприятие музыки свойственно, в основном, воспитанию ребенка в семье. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве  25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, метал. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи, ее традициями, интересами родителей (если только они не музыканты). В силу этих обстоятельств особо велика роль детского сада – образовательного учреждения, в котором целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей музыкальности, формированием основ музыкальной культуры, развитием музыкальных способностей. Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку.               
Музыкальное восприятие рассматривается как сложный процесс со-творчества композитора, исполнителя и слушателя. Слушателю недостаточно просто искренне и непосредственно пережить те чувства, которые заложены творчеством автора и исполнителя в музыкальном произведении, важно различать его по форме, структуре, ритмических особенностях, характеру, эмоционально представлять и сопереживать содержание музыкального произведения. Необходимо также осмыслить переживания, возникающие при его восприятии, образы и мысли, возникающие в сознании и находящие отклик, который рождается в душе, то есть все то, что создает уже собственное творческое воображение слушателя. Таким образом, к творчеству композитора и исполнителя присоединяется творчество того, для кого создано и звучит музыкальное произведение - слушателя! Продуктом восприятия становится «вторичный» музыкально-ритмический образ. Однако такое творческое восприятие музыкальных произведений необходимо целенаправленно и планомерно развивать, стремясь  к благой цели - сделать музыку областью личных интересов, увлекательного познания и как результат - культурным достоянием личности ребенка.
           Модель построения стратегии и тактики музыкального развития, воспитания и обучения дошкольников, лучше всего отражает китайская пословица: “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю”. Задачей педагогов детского сада  (подчеркну - не только музыкального руководителя) является сделать слышимое - услышанным, звучащее – видимым, процесс слушания интерактивным. Как показывает наш опыт, все дети в этом процессе проявляют себя  по- разному. Если их разделить на группы по психическому типу, то мы получим слушателей, деятелей и зрителей, то есть тех, кто воспринимает мир (соответственно и музыку) посредством визуальных образов. В любом случае музыкальные способности развиваются в процессе активной разнообразной деятельности, сопровождаемой музыкой.  Для обогащения музыкальных представлений, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания в детском саду используются разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия.
-  Беседы о музыке ( предваряющие, и завершающие слушание),  в контексте которых детей подводят к составлению эмоционально-образной характеристики прослушанного произведения, доступного возрасту анализу средств музыкальной выразительности. При этом важно подвести детей не к простому перечислению выразительных средств, а к выявлению их роли в создании музыкального образа. Как пишет О.П. Радынова: «Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся». Мною  используются различные формы организации активного осмысленного слушания музыки:
- внесение  художественных репродукций, соответствующих характеру музыкального произведения в качестве визуальных опор слушания,
-  моделирование музыки движениями  рук  (активизирует осознание детьми характера мелодии  (плавное и отрывистое звуковедение, направление мелодии и т.д.),
-  двигательно-танцевальная  импровизация (помогает выразить свои переживания от музыки через танец – общий эмоциональный настрой музыки, ритмический рисунок, динамику, темп и т.д.),
-  музыкальные игры  (коллективные игры-фантазии под музыкальное сопровождение с участием педагога, музыкальные  игры-сказки по методике О.П.Радыновой, музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-сенсорных способностей детей,
- метод полихудожественного уподобления характеру музыки (термин О.П.Радыновой), что позволяет ребенку осознать выразительные средства разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства в плане общности или различия выраженных в них настроений и, наоборот.
Особо хочется остановиться на приемах использования визуальных опор при восприятии музыки, различении ее жанра, характера, композиции. Здесь нужно выделить разные приемы использования репродукций в процессе активного слушания:
      • непосредственное созерцание выставленной репродукции или экранного ее воспроизведения по ходу звучания музыки;
      • рассматривание одной картины в контексте слушания различных музыкальных произведений;
      • выбор детьми иллюстрации, соответствующей содержанию, характеру и настроению прослушанному музыкальному произведению из нескольких предлагаемых.
      • рисование  иллюстраций к прослушанному музыкальному произведению (в группе).
      • рисование  иллюстраций в ходе исполнения музыкального произведения ( в группе или в зале на мольбертах. Сначала прослушивается тот или иной фрагмент, как правило, хорошо знакомый, а затем дети «рисуют музыку». Во время рисования фоном звучит сам фрагмент, создавая определенный настрой. Зачастую музыка определяет не только образный строй рисунка, но и направляет и организует движения руки рисующего (дети ведут линии под музыку; ждут наиболее понравившийся фрагмент; в определенные моменты меняют цвет краски, так как этого, по их мнению, требует изменившийся характер музыки).
      • последующие беседы: что, почему, отчего сделан такой выбор иллюстрации, красок, линий и т.п.
Восприятие музыки сопровождается просмотром слайдов (видеоматериалов). Сначала детям предлагается прослушать тот или иной музыкальный сюжет, после прослушивания и элементарного анализа демонстрируются видеоматериалы. Такая последовательность связана с приоритетным положением музыки на занятиях.
Наблюдения показали, что эти приемы активируют восприятие, делают его осмысленным. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература (короткий образный рассказ, сказка, стихотворение). Для лучшего настроя на восприятие музыки чтение стихотворения или показ иллюстрации могут предварять прослушивание музыки, непосредственно включаться в процесс и служить визуальными опорами для сопоставления музыкальных образов с образом, выраженным в живописи или литературном произведении, то есть описанным словом.
            В решении задач развития музыкальных восприятий и самостоятельной познавательной деятельности в области музыки необходимо создание ситуаций, побуждающих детей к самостоятельной поисковой, исследовательской, экспериментальной деятельности, когда ребенок не получает готовых ответов на поставленный вопрос, а ищет его самостоятельно, пробует, экспериментирует, высказывает предположения. Конечно, это занимает много времени, но если ребенок в ходе какого-либо предлагаемого ему исследования, эксперимента сам действенным способом находит ответ на поставленный вопрос, то эти знания становятся его культурным достоянием.  Если просто сообщить детям, что музыка в высоком регистре, быстрая и громкая звучит весело, а тихая и в низком регистре – настороженно, тревожно, то эти абстрактные, ничего незначащие для детей постулаты быстро ими забудутся. Для того, чтобы дети усвоили эти понятия, можно провести исследование «Как темп, динамика и регистр и сам способ извлечения звуков влияет на характер и настроение музыки.       Для этого я предлагаю детям такую музыкально-дидактическую игру:
-         исполняется музыкальное произведение с ярко выраженными музыкально-выразительными средствами – высокий регистр, быстрый темп, громкая динамика,
-        проводится  беседа о характере музыки и средствах, при помощи которых это настроение выражено,
-     исполняется это же произведение, изменив средства музыкальной выразительности на противоположные (быстрый темп – на медленный, высокий регистр – на низкий и т.д.).
-         с детьми снова проводится обсуждение, как изменилась музыка и почему.
Детям очень нравится такая игра. К ней можно возвращаться на примере других произведений. Такой метод нарочитой подмены очень хорошо работает на осознание роли выразительных средств в создании музыкального образа. 
              В музыкальном творчестве проявляется синтез абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и умения мыслить аналитически.  Развитие этих способностей проходит определенные этапы:
  1. 1.      Накопление музыкальных впечатлений;
  2. 2.     Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании;
  3. 3. Создание собственных музыкально -хореографических композиций (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления. 
              Импровизация - это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребенком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Мною используются разные виды импровизаций, осуществляемых в процессе слушания музыки: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.
К речевым импровизациям относятся:
-   Поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п.
-     Подбор рифм к словам и стихотворным строчкам, их пропевание.
-   Определение того или иного персонажа литературного произведения, соответствующего характеру музыкального произведения, создание его словесного портрета.
-  Сочинение маленьких историй (сказок) с последующим разыгрыванием в виде вокальной и пластической импровизации.
Пластическая импровизация  может быть представлена в двух видах:
-   Пластические этюды-сюжеты, которые рождаются из программы музыкального произведения или сочиняются детьми совместно с педагогом, исходя из образного содержания конкретной музыки (например, 3 темы в 1 части Концерта «Весна» А.Вивальди можно разыграть по ролям:  1-ая тема – тема Весны и солнечных лучиков,
2-ая тема – тема птиц, 3-ья – тема сердитого ветра. Дети разделяются по группам и исполняют пластическую импровизацию, каждая группа на свою музыку).
- Пластические этюды-настроения – двигательное уподобление эмоционально-образному настрою музыкального произведения.
По мнению В.В.Медушевского «пластическое прочтение» музыки помогает выявить ее скрытый смысл, так как музыкальное движение является одним из самых ярких проявлений анализа музыки. Мы же можем добавить, что движение выражает потребности ребенка, способствует их наилучшему удовлетворению, что в свою очередь, обеспечивает возникновение у детей интереса к познанию и проникновению в мир музыки. Импровизационное песенное и хореографическое творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями. В творческих импровизациях развивается воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.
     В практике работы по развитию самостоятельной музыкальной деятельности  мною используются следующие виды вокальной импровизации:
- пропевание  имен,
- музыкальные диалоги  (по типу вопрос-ответ),
- импровизирование мелодий без текста в заданном характере,
- мелодизация стихотворных текстов и др.
       Можно отметить, что с удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и  дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок  раскрепощается,  не боится спеть плохо, так как понимает, что исполняет собственное сочинение, видит, какое при этом удовольствие получают его ровесники.  Мы еще и еще раз убеждаемся в том, что прав был Б.В. Асафьев, который писал: «Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает».
          Музыкальные впечатления детей активно подкрепляются изобразительным творчеством. Мы предлагаем старшим дошкольникам различные изобразительные импровизации:
-  Рисование на сюжеты программных музыкальных произведений
- Изо-этюды направленные на передачу эмоционального содержания  музыки через характер линий и соответствующую цветовую гамму (теплые и холодные тона, яркие, светлые и темные)
-  Лепка персонажей музыкальных сказок, пьес, постановок музыкального театра.
-  Оформление афиш и программ музыкальных концертов, праздников, досугов.
   Таким образом, возникает синтез самостоятельной творческой и собственно образовательной деятельности ребенка в области музыки, что способствует амплификации общего развития личности. Занятия музыкой способствуют развитию ассоциативного мышления ребёнка, поиск им таких же выразительных средств в других видах искусства, осознанию им содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.

    

     Список использованной литературы:

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой», С-П, «Детство-Пресс» 2010
  2. Назайкинский Е.В. «Музыкальное восприятие как проблема музыкознания». М., 1980.
  3. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей», М., «Владос», 1997
  4. Тарасова К.В., Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан. Методические рекомендации к программе «Гармония». М., 2004.

Новости

28.12.2017
Проект "Снежная королева"
02.11.2017
Внимание!!! Методическое объединение музыкальный руководителей г.Москвы
11.10.2017
Открытие семинара "Истоки творчества" 2017-2018
все новости

Быстрая связь