Пишите мне:
evs1205@yandex.ru
Главная > Коллегам > Методический сундучок

Методический сундучок

Конспект  интегрированного  занятия

"Осень  в  произведениях композиторов, художников и поэтов".

Дети заходят в зал  (звучит I часть концерта для скрипки с оркестром «Осень» А.Вивальди), слушают музыку, рассматривают осенние пейзажи.

М.р:  Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, догадались, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие…

Посмотрите,  какие прекрасные осенние пейзажи украшают сегодня наш зал.  И  это не случайно. Осень бывает такая разная! Природа одета в разноцветные наряды. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся яркая  красота природы увядает. А потом появляется и  снежок – первый вестник зимы. Все эти переодевания природы бывают осенью.

Ребята, скажите, пожалуйста, какая осень изображается в музыке А.Вивальди. Какой здесь образ? Какую картину можно представить?  Ответы детей:  (яркая, красочная, торжественная…)

                   Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы нашли на нашем вернисаже картину, созвучную музыке Антонио Вивальди, близкий образ, похожее настроение.

Ответы детей. (Остроухов «Золотая осень», Левитан «Золотая осень). Беседа о картинах.

         Поэты тоже любят изображать осень в своих произведениях. Вы, ребята знаете много стихов, посвященных осени.

                                      Листопад

         Лес, точно терем расписной,

         Лиловый, золотой, багряный,

         Веселой, пестрою стеной

         Стоит над светлою поляной.

         Березы желтою резьбой

         Блестят в лазури голубой,

         Как вышки, елочки темнеют, 

         А между кленами синеют

         То там, то здесь в листве сквозной

         Просветы в небо, что оконца…

         Сегодня на пустой поляне,

         Среди широкого двора,

         Воздушной паутины ткани

         Блестят, как сеть из серебра.

         Сегодня целый день играет

         В дворе последний мотылек

         И, точно белый лепесток,

         На паутине замирает,

         Пригретый солнечным теплом;

         Сегодня так светло кругом,

         Такое мертвое молчанье

         В лесу и в синей вышине,

         Что можно в этой тишине

         Расслышать листика шуршанье.

         Лес, точно терем расписной,

         Лиловый, золотой, багряный,

         Стоит над солнечной поляной,

         Завороженной тишиной…  

                                                                  И.Бунин

Муз.рук:    Вы заметили, как близки по настроению произведения Левитана  и  Бунина?!

         Есть в осени первоначальной

         Короткая, но дивная пора –

         Весь день стоит как бы хрустальный,

         И лучезарны вечера…

         Где бодрый серп гулял и падал колос,

         Теперь уж пусто все – простор везде, -

         Лишь паутины тонкий волос

         Блестит на праздной борозде.

         Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

         Но далеко ещё до первых зимних бурь –

         И льется чистая и теплая лазурь

         На отдыхающее поле…       

                                               Ф.И.Тютчев

М.Р.:  (мечтательно)      И льется чистая и теплая лазурь

                                                На отдыхающее поле…   

М.р. начинает играть «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского.    

М.Р.:          Послушайте какое близкое настроение, какая теплая, чистая и                   ласковая мелодия!  Вы узнали музыку? А теперь покажите,               пожалуйста, как вы чувствуете эту музыку, подвигайтесь под           нее.  Дети танцуют под «Осеннюю песню»  П.И.Чайковского.

М.Р.: Какая легкая прозрачная фактура в этой музыке, а есть ли в нашем вернисаже созвучная картина.

Дети рассматривают картины, выбирают.

Беседа о картине.

         Грустно бывает осенью, порывы ветра срывают с деревьев листочки и кружатся они в своем печальном хороводе, грустя и вспоминая о лете.  Давайте представим себе их пение и танец. 

Дети исполняют  «Песню и танец осенних листьев» Муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой.

Из всех  поэтов хочется отметить особую любовь к осени А.С.Пушкина. «Осень…любимое мое время…пора моих литературных трудов», говорил Пушкин.

         …И пробуждается поэзия во мне…

         …

         И мысли в голове волнуются в отваге,

         И рифмы легкие навстречу им бегут,

         И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

         Минута – и стихи свободно потекут…

Давайте, прочтем стихотворение об осени А.С. Пушкина.    

                  Унылая пора! Очей очарованье!

                   Приятна мне твоя прощальная краса –

                   Люблю я пышное природы увяданье,

                   В багрец и золото одетые леса,

                   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                   И мглой волнистою покрыты небеса,

                   И редкий солнца луч, и первые морозы,

                   И отдаленные седой зимы угрозы.

М.Р.:          Вот мы и подошли к самому грустному периоду  осени – поздней осени, когда уже чувствуется дыхание зимы, выпадает первый снежок. Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей! Летишь, а вокруг просторы полей, мелькают деревья, припорошенные снегом, а на солнце сверкают снежинки. Как красиво вокруг!

М.р.: Ребята, сейчас мы послушаем произведение П.И.Чайковского «На тройке». Раньше на Руси, когда катались на тройке, привязывали под дугой колокольчики. Со звоном ехать было веселее, а в пургу, в непогоду со звенящими колокольчиками легче не сбиться с дороги. В пьесе «На тройке» передана картина поздней осени, когда снег уже выпал и зима совсем близко, но нет ещё сердитых морозов. Но можно уже прокатиться на тройке под звон переливчатых колокольчиков.

Звучит музыка. П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке»

Вот какая разная бывает осень. И не смотря ни на что, мы все-таки очень её любим. Давайте споем об осени песню.      Песня Л.Марченко  «Осенний бал».

Восп:                   А сейчас мы с вами пройдем в группу, чтобы нарисовать осенние  пейзажи.

Дети рисуют осенние пейзажи под звучание музыки.

_________________________________________________________________________________

Сценарий  "Открытия сезона  классической  музыки"
Презентация к  сценарию (скачать)

М.р: (Слайд №1)  Ребята, сегодня состоится замечательный праздник – Открытие сезона классической музыки в нашем детском саду! Осенью  все театры, концертные залы распахивают двери для новых встреч со своими зрителями, начинаются выступления артистов, концерты, спектакли. Так происходит до самого лета. Потом наступают каникулы и следующей осенью всё начинается с начала. Сегодня у нас в детском саду состоится такое открытие, и помогут нам его провести наши новые друзья – ученики и педагоги детской музыкальной школы имени Артоболевской. Сегодня мы с ними познакомимся. Но прежде чем начнется наш концерт,  я хочу пригласить вас на концерт классической музыки, который проходил в волшебной, сказочной стране!  Смотрите внимательно!
Дети смотрят фрагмент мультфильма «Концерт» из серии «Уроки доброты»
М.р:  Ребята, скажите, пожалуйста, все ли герои мультфильма одинаково поняли музыку? Какие образы возникали у них в воображении?  (ответы детей).   Конечно, образы у всех разные, но настроение музыки все герои этой истории почувствовали правильно.  Так о чем же может рассказать музыка? (рассказать о времене года и нарисовать пейзаж, изобразить сказочного героя  (Бабу-Ягу или Царевну-Лебедь), передать настроение человека, развеселить,  погрустить вместе с нами). А вы знаете, ребята, ведь музыка даже умеет шутить! И мы слушали с вами такие произведения, например,  «Шутку»  и «Юмореску».
          А наша сегодняшняя гостья  (ученица 2 класса музыкальной школы) сыграет нам произведение «Шуточка» Селиванова.
         И ещё одно произведение подарит нам Саша. Оно называется «Солнечный денек».
М.р.:  Музыка может изобразить и солнечный денек, и пасмурный унылый. Какой разной может быть осень, правда, ребята.  Давайте,  полюбуемся осенними пейзажами и послушаем музыку  П.И.Чайковского.
На экране подборка осенних пейзажей разных художников (слайды №2-11)
Слайд №12   Вдруг как бы издалека начинает звучать «Сладкая грёза» в исполнении фортепиано (буквально одна фраза).
М.р.:    Что это за музыка, ребята, вы узнали? Конечно, «Сладкая грёза» П.И.Чайковского. А кто из вас знает, что такое грёза?  (ответы детей). Да, это мечта! Вы ведь тоже любите мечтать, правда, ребята? Сейчас, слушая прекрасную музыку П.И.Чайковского, мы с вами помечтаем, каждый о своем, но сначала отгадайте, какой инструмент исполнит сегодня для нас это произведение?   Слайд №13
Инструмент этот - скрипки сестрица.
Ее верный, ближайший друг,
Быть глубоким и нежным стремится
Ее низкий чудесный звук.                        (Виолончель)
 
Исполняется на виолончели «Сладкая греза» П.И.Чайковского   
М.р.:  А сейчас прозвучит ещё одно произведение для виолончели  -  Л.Бетховен  «Контраданс».
М.р.:    Ребята, а вы знаете, что такое контраданс?  Контраданс – это старинный английский  танец.
М.р.:  Мы с вами тоже знаем различные танцы, например, «Итальянскую польку», которую написал С.В.Рахманинов.  Давайте потанцуем  (Слайд №14)
 
«Итальянская  полька» С.В. Рахманинова  (танцуют дети подготовительной группы)
М.р.:  А дети старшей группы исполнят Польку И.Штрауса на музыкальных инструментах.  
«Полька – Анна»   И.Штрауса   (игра с музыкальными инструментами)
М.р:  А сейчас мы с вами услышим инструмент, который относится к группе деревянных духовых инструментов. Давайте вспомним эти инструменты (флейта, гобой, фагот, кларнет). 
«Детская песенка» Андрея Эшпая   прозвучит в исполнении кларнета (Слайд №15)
 Еще одна «Детская песенка» Андрея Эшпая  прозвучит на саксофоне (слайд №16)
М.р.: Ну что ж ребята, мы слушали с вами сегодня  замечательную музыку, которая подарила нам сказку, изобразила  осенние пейзажи,  дала нам возможность помечтать и развеселила.   (Слайд №17)
Концерт окончен, музыка вдруг смолкла…
Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго ещё звучать для каждого из вас.
И будет звать в неведомые дали, звенеть,  искриться радугой-дугой,
Как будто вам Жар-птицу в руки дали, и  напоили всех живой водой!
                                                                                                               (К. Ибряев)
____________________________________________________________

Музыкально-спортивный досуг "В гости к бабушке Яге"
Дети входят в зал. Ведущая в руках держит конверт-письмо:
 
- Сегодня к нам в сад пришло очень странное письмо. На конверте написан наш адрес, номер сада 2195, номер группы 5, и это все правильно, но адрес отправителя неизвестен (показывает детям конверт).  Послушайте, ребята, я прочитаю вам письмо: «Дорогие дети! У меня сегодня День рожденья, и я всех приглашаю к себе в гости, очень жду! Но не забудьте принести с собой подарочки. А подарочки, вот такие – радость, веселье, смех, песни, пляски, ловкость, смелость, знания, умения и терпение». Все! Больше ничего не написано. Кто писал… К кому идти на день рождения?Дети, а может быть, здесь есть у нас в зале какая-нибудь подсказка? Давайте посмотрим.
 
Дети рассматривают зал и находят прямоугольные карточки на ковре зала.
 
Ведущая предлагает детям посмотреть, что это такое. Дети переворачивают карточки и получают набор букв.
 
Ведущая: А ведь из этих букв можно составить слова. Давайте попробуем, может быть действительно составленные слова, подскажут нам от кого это письмо.
 
Дети составляют вместе с ведущей слова. Просит прочитать, что получилось.
 
Дети: Баба Яга
 
Ведущая: Ну вот, мы и отгадали. В гости нас пригласила Баба Яга. Дети, скажите, кого бы Баба Яга могла пригласить к себе на день рожденья,  ведь у Бабы Яги  тнаверняка есть друзья? Назовите их!  ( Кикимора, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Снежная Королева, Леший и др.)
 
Ведущая: Молодцы! Вы правильно думаете. А вот кого она пригласит на самом деле, мы увидим. И так отправляемся! 
 
Дети: Да!                         
 
Под музыку дети змейкой мягким пружинящим шагом отправляются в путь.
 
Раздается музыка (песня «Леший», а/к «Злодейские песенки»). Входит Леший, танцует.
 
Леший: По лесу я иду, иду никак Ягу не найду. Уж как же я ее люблю. Я подарок ей несу и цветы ей подарю. (Осматривается – видит детей) А вы, что делаете?
 
Ведущая: Нам Баба Яга прислала письмо, пригласила нас к себе на день рожденья.
 
Леший: На день рожденья? А вы меня с собой возьмете? Без меня вы пропадете. Избушка Бабы Яги находится в дремучем лесу, идти надо через чащу, по болотистым местам. А я все тропинки, все дорожки  знаю, ведь я же Леший, я хозяин леса.
 
Ведущая: Давайте возьмем Лешего с собой, он нам поможет. И так отправляемся.
 
Дети идут за Лешим через чащу (бег змейкой), продолжают идти по подземному туннелю (пролезают через длинный мешок), перепрыгивают через ямы. Дети справляются со всеми препятствиями и вместе с Лешим подходят к домику Бабы Яги (тихо садятся на стульчики).
 
Выходит Баба Яга,  несчастная, расстроенная, и поет:  
 
Пусть зовут меня Баба Яга,
 
Только есть праздник и у меня,
 
Почему же за столько веков,
 
Никогда не дарили цветов?
 
Ох, ты, ох, моя беда!
 
Ох, я бедная Яга!
 
Хоть кто-нибудь бы пришел, все меня забыли. 300 лет живу на свете, день рожденья у меня, и поздравить некому, даже подружки мои любимые не пришли. А какая я могла быть красивая, счастливая.
 
Играет музыка (песня «Бабка-Ежка» Т.Морозовой) Баба Яга пляшет, замечает детей, радуется и приглашает их на пляску.
 
 Баба Яга: Ну вот, почти все гости пришли, и Леший здесь,  нет только моей подружки Кикиморы.
 
Звучит музыка – появляется Кикимора, танцует и поет песню:
 
Целый век провела я в болоте,
 
Вся промокла, продрогла совсем,
 
Но зато я в особом почете,
 
Да и нравлюсь решительно всем.
 
Головастикам и мушкам,
 
И пиявкам и лягушкам,
 
Водомеркам и ужам,
 
Комарам и червякам
 
И говорит: Значит, я не зря плутала? Значит, я туда попала? Вот моя подружечка – Ягушечка (целует Ягу). А кого это ты тут пригласила? Маленькие какие-то, хиленькие, сидят, дрожат, боятся или замерзли? Посмотри, а меня-то не узнали: я ж Кикимора лесная. Что-то поколдовать так захотелось. Сейчас поколдую, поколдую, и начнется у вас здесь дождь!
 
Играет музыка. Дети танцуют танец с зонтиками.
 
Кикимора (хитро): Не испугались, не промокли. Хороших гостей ты пригласила. А подарки, они тебе принесли, поздравили с юбилеем?
 
Ведущая: Ну что, дети, поздравим бабушку.
 
Дети выходят, встают полукругом, исполняют песню «Поздравляем с юбилеем Бабушку Ягу»
 
Баба Яга: Вот это подарочек, так подарочек, спасибо мои хорошие, спасибо мои дорогие. А ты, Леший, подарок мне принес?
 
Леший: Для тебя, бабуленька, для тебя, Ягуленька, подарок самый дорогой. Будь моей невестою, будь моей женой.   Леший подходит к Бабе Яге и дарит ей цветы.
 
Кикимора (возмущается): Все ей! Подарки ей!  Поздравления ей! И жениха тоже ей! Я тоже хочу! (обижается).
 
Баба Яга: Ну не обижайся Кикимора, мы же с тобой лучшие подружки!
 
Кикимора: Да, ладно, ладно, но в следующий раз вы все ко мне на день рождения придете? Договорились?
 
Леший рассказывает, что разыскивая Бабу Ягу, он вместе с ребятами преодолел очень сложный путь. Кикимора и Баба Яга не верят и предлагают испытать детей.   Проводятся эстафеты. (Бег в мешках, перетягивание каната, передача атрибута).
 
Кикимора: Да! Молодцы, ребята! Сильные, ловкие, быстрые, а шутить-то они умеют?
 
Ведущая: Конечно! Давайте,  всех повеселим !
 
Дети выходят и поют шуточные частушки о спорте:
 
Мы веселые ребята
 
И нигде не пропадем.
 
Мы со спортом очень дружим,
 
 Про него сейчас споем!                                  
 
                   Припев:  Вот так-так! Вот так-так!
 
                                      Ты не зазнавайся.        
 
                                      Если хочешь быть здоров –       
 
                                      Спортом занимайся! 
 
2. Хоть оценки и не очень,
 
Саша в спорте знаменит,                            
 
Потому что, между прочим,  
 
Он ушами шевелит.                      
 
                   Припев.                                                         
 
                                               3. На уроке Витя с Борей            
 
                                               Толковали о футболе,                           
 
                                               Забивали вместе гол,                   
 
                                               Получили вместе кол.                           
 
                                                                  Припев.
 
4. Мы в поход вчера ходили,
 
Там из лужи напились.
 
В животе у нашей Лили
 
Три лягушки завелись.
 
                   Припев.
 
                                               5.Всех быстрей  Андрей бежит
 
                                               И съезжает с горки,
 
                                               На занятиях дрожит,
 
                                               Словно мышка в норке.
 
                                                                  Припев.
 
6.Говорил друзьям Сережа:
 
«Смел я, ловок и силен!»
 
Вдруг на встречу вышел ежик -
 
И смельчак залез на клен!
 
                   Припев.                                                
 
                                               7.Хороши наши частушки,
 
                                               И напев у них простой.
 
                                               На сегодня петь кончаем –
 
                                               Ставим точку с запятой!
 
 
 
Баба Яга: Ох, повеселили, так повеселили! Ноги сами в пляс идут.
 
Звучит музыка «Частушки Бабок-Ежек» а/к «Злодейские песенки).  Баба Яга, Леший и Кикимора пускаются в пляс. Не могут отдышаться. На смену им танцуют дети. 
 
Танец «Кремена»
 
 
Баба Яга: Спасибо Вам, гости дорогие, что пришли на мой день рожденья, не забыли Бабушку Ягу. Давно не видела такого веселья, всю жизнь помнить буду. Хочу и вам сделать подарочек. Подарю-ка я вам лукошко. Лукошко это не простое, в нем дары и богатства моего леса (коренья, шишки, желуди, перья удивительных красивых птиц). Из всего этого вы сделаете игрушки, а я приеду к вам посмотреть.  А ещё  я хочу вас угостить…  Сама пекла!  (угощает всех гостей печеньем).  До свидания, до скорой встречи!
 
Дети принимают угощение, благодарят и под музыку уходят из зала.
_______________________________________________________________

Конспект  интегрированного занятия  "Зимние пейзажи. Теплые и холодные тона"  (скачать)
Приложения:
Презентация "Зимние фотопейзажи"  (скачать)
Презентация "Зимние пейзажи"  (скачать)

Проект "Кукла, танцующая фламенко:
Презентация проекта (скачать)
Описание проекта с фотографиями (Скачать)
 

Сценарий "Здравствуй, лето"  (с блоком для выпускников)

Праздник, посвященный началу учебного года



 

 

 

 

 

Новости

02.11.2017
Внимание!!! Методическое объединение музыкальный руководителей г.Москвы
11.10.2017
Открытие семинара "Истоки творчества" 2017-2018
01.10.2017
Международный День музыки!
все новости

Быстрая связь